Ната Жижченко — Девушка-космос она же ONUKA
Девушка-космос. Именно такие ассоциации приходят в голову, когда впервые смотришь live выступление проекта ONUKA. Казалось бы, лирическая и чувственная девушка, но мало кто знает, что именно Ната Жижченко взвалила на свои хрупкие плечи миссию возрождения украинской музыки, более того, по праву называет себя первопроходцем в мире «другой музыки» на нашей отечественной сцене. О своих страхах и самой главной поддержке в жизни читайте в нашем интервью.
Команда нашей редакции поздравляет тебя с победой на премии YUNA в номинации «Открытие года», и хотелось бы узнать, как ты сама оцениваешь себя в этом смысле? То есть, считаешь ли ты, что ваша команда на фоне всех номинантов является самым значимым открытием прошедшего года?
Сразу такой провокационный вопрос. Я не хочу оценивать конкурентов. Хочу только отметить, что стилистически все номинанты абсолютно разные. Не понимаю, как ONUKA может стоять в одной категории с Надеждой Мейхер, для меня — это нонсенс! Но, безусловно, получить премию было очень приятно. Бабушка с соседями смотрели церемонию, болели за меня. Бабушка счастлива — это меня порадовало больше всего. Еще радует тот факт, что подобная премия вообще существует в нашей стране, что фигурируют такие интересные молодые исполнители, как Иван Дорн, Монатик, The Hardkiss, и они на равных соревнуются с поп-звездами вроде Лободы и Тины Кароль, и, более того, побеждают. Молодым дорога, и это круто! Конечно, во время церемонии было много нюансов, недоработок, присутствовало некое «жлобство», короче, еще есть над чем работать и куда двигаться. Но голая критика не приводит ни к чему, кроме деструктива, поэтому, в целом, я поддерживаю украинские музыкальные премии, как идею.
Дорн, Монатик, The Hardkiss. Можно ли говорить о том, что именно этих артистов ты считаешь своими главными конкурентами (конечно, в хорошем смысле этого слова) на нашей сцене?
Скорее коллеги, чем конкуренты. Я очень уважаю их всех. Касательно Вани Дорна, могу сказать, что я — его фанат. Мне безумно нравится его альбом, я ходила на концерт, и это один из тех случаев, когда, не смотря на то, что мы общаемся, я отношусь к нему не как к другу, а как к звезде, даже в неформальной обстановке. Также, сейчас очень много начинающих музыкантов — Софи Вилли, Cepasa, DVOE и много других. Приятно работать, когда вокруг столько талантливых команд, и все растут. Когда мы собрали Tomato Jaws 11 лет назад, нашу музыку понимали единицы, а на концертах нас воспринимало 10 человек из 100. С одной стороны, конечно, классно быть первопроходцами, к тому же, многое прощается, а с другой стороны — тяжело быть одним воином в поле. Спустя несколько лет к нам присоединились The Maneken, Gorchitza, а позже, благодаря проторенной нами совместно дорожке, появилась аудитория и для The Hardkiss, и для ONUKA, и для многих других.
Выходит, ты смело можешь назвать себя одной из тех людей в нашей стране, кто создал почву для качественной хорошей музыки, и помог электронной музыка, в частности, занять свою нишу на украинской эстраде?
Не я одна, конечно, вместе со своей группой, но да. Я говорю об электронной live сцене и об исполнителях, которые играют электронную музыку вживую. Сейчас такое явление немного ассимилировалось и больше походит на поп-музыку, или даже немного обращается к року, но в целом, развитию в Украине «другой музыки», если можно ее так назвать, мы поспособствовали.
Такая «неформатность» вашей музыки наверняка сказывается на том, что заработок идет в разы меньше, чем у тех звезд эстрады, чьи песни воспринимаются большинством публики легко и привычно. Корпоративов стало значительно меньше, и я очень сомневаюсь, что ваш коллектив в списке самых востребованных. Учитывая кризисную ситуацию, в том числе, и в музыкальной индустрии, с чего основной доход вашей группы на сегодняшний день?
Мы живем на деньги, которые зарабатываем, в первую очередь, на концертах. Я имею в виду, билетные концерты, а не корпоративы. Вот сейчас мы отправляемся в тур по городам Украины, в котором уже на данный момент запланировано 12 концертов. Набирает обороты и продажа музыки на цифровых площадках. Конечно, большая часть покупок делается за пределами Украины, но украинские слушатели все больше покупают альбомы на iTunes и на CD, в первую очередь, для того, чтобы нас поддержать. Мы вкладываем в развитие группы большую часть заработанного, так как ONUKA- проект без инвестиций и спонсоров. Что касается корпоративов, на мой взгляд, лучше вообще не иметь концертов, чем играть только на подобных мероприятиях. Хотя многие артисты, наверное, со мной не согласятся.
Не хочу говорить, что ты сейчас находишься на пике своей популярности, уверенна, многое еще впереди, но, тем не менее, ты довольно таки известная личность, и практически обязана быть публичным человеком — посещать презентации, мероприятия, вечеринки, всевозможные открытия и закрытия. Как ты относишься к этому?
Не думаю, что я обязана это делать. Эти схемы — приходить и «торговать фэйсом» себя изжили. В нашей стране много успешных и талантливых музыкантов, которые так часто посещают все эти ивенты, что невольно задаешься вопросом: «А чем еще, помимо этих тусовок, они занимаются в жизни?» Они же портят этим свою репутацию. Как говориться, «що занадто, то не здраво». Я не люблю события, на которых мне нужно просто побыть. Если мне это не интересно, я стараюсь их избегать. Особенно не люблю, когда приглашают на допремьерный показ фильма, который мне не интересен. Всегда пытаюсь отмазаться, но не всегда получается. Публичность должна проявляться в том, насколько часто выходит в свет твоя музыка, а не ты сам.
А в целом ты комфортно чувствуешь, проводя свободное время таким образом?
Нет. Как правило, я чувствую себя неловко. Не люблю внимание к себе, не связанное с моим творчеством. На концерте, конечно, для меня важно, чтобы люди впитывали каждую ноту, каждый звук, но культура светских раутов мне чужда. Такой стиль жизни ассоциируется у меня с фильмом «99 франков». Иногда я, конечно, иду на компромиссы, но не часто.
Ты смогла бы обрисовать идеальную для себя творческую обстановку? Это рабочий процесс, студия, люди или же написание музыки для тебя является интимным процессом?
Я больше всего люблю находиться одна — молчать, думать, грустить, наблюдать. Ярко выраженный интроверт, короче. Люблю коллекционировать свои чувства и ощущения. Даже самые болезненные и горькие моменты дают мне почву для радости по прошествии времени. Мне комфортно быть грустной. Когда я радуюсь, я ловлю себя на мысли, что это что-то не свойственное мне. Песни рождаются, в основном, тогда, когда я одна. Я воспроизвожу в памяти пережитые эмоции и конвертирую их в ноты.
Боишься быть непонятой слушателями? Если ты создаешь музыку, и сомневаешься — написать что-то очень свое, создать нечто новое и непривычное уху или сделать выбор в сторону того, что скорее поймут люди? Ведь, в любом случаи, вам нужно продавать свой продукт.
Проблема с «быть непонятыми» была на протяжении 11 лет в группе Tomato Jaws. Тем не менее, мы писали только то, что нам нравилось. Мы выступали, была своя публика, мы были известны своим звучанием, которое соответствовало нашим представлениям о музыке. Конечно, страх быть непонятой был и тогда, когда мы с Женей начинали работать проектом ONUKA. Я боялась затеряться в море хороших исполнителей, которые уже существуют. Если бы так произошло, я бы прекратила, пожалуй, заниматься музыкой, и попыталась бы найти себя в чем-то другом. Но всё пошло как надо. Я бы никогда не подумала, что песня Misto будет воспринята настолько хорошо, сомневалась до последнего, даже тогда, когда она уже была напечатана на диске, думала, что для украинского слушателя это будет звучать странно и дико. Вышло так, что именно этот трек стал самым популярным по статистике скачиваний и прослушиваний. Это тот случай, когда ты не можешь просчитать успех. Но повторить что-то во второй раз невозможно. Это как прийти к парикмахеру и попросить подстричь точно так же, как в прошлый раз, хороший мастер ответит тебе, что два раза одинаково не бывает.
Ты сказала, что при определенных обстоятельствах, могла бы бросить музыку и искать себя еще в чем-то. Чем бы ты могла заниматься? Ведь в твоей семье уже как минимум два поколения музыкантов.
Я бы поехала в Чернобыль. На станцию бы меня никто не пустил, конечно, но мне бы очень хотелось приложить руку к ликвидации объекта или строительству саркофага, например.
Кстати говоря, почему ты выбрала не музыкальное образование, а поступила на этнокультуролога? Это действительно твое второе призвание?
Просто там был самый маленький конкурс. (Смеется) Я училась в гимназии, изучала несколько языков, училась днями и ночами и после 11 класса получила золотую медаль и нервный срыв. После этого я сказала, что в нормальный ВУЗ не пойду, буду отдыхать и заниматься тем, что мне нравиться. За студенческие годы я обрела себя, такую, какая я есть сейчас. Из школьницы выросла в более зрелую личность, поняла, чего хочу, нашла много друзей. Началась новая жизнь. Нельзя предугадать будущее. Никогда бы не подумала, что когда-нибудь буду давать уроки игры на сопилке и читать лекции по народной музыке и этнокультуре. Тем не менее, сейчас это часть моей повседневности.
Несмотря на немузыкальное образование, у тебя довольно серьезный бэкграунд в этом смысле. Воспитание среди музыкантов, владение множеством инструментов. Как думаешь, для успешного исполнителя важно быть образованным, окончить музыкальную школу, знать ноты и тому подобное?
Нет, абсолютно. К примеру, у Евгения Филатова (The Maneken) нет музыкального образования, он поступил в консерваторию только два года назад, уже будучи известным артистом и одним из лучших саудпродюсеров Украины. Не зная нот, он писал музыку, делал аранжировки, и это получалось у него блестяще, так, как не получилось бы у композитора с академическим образованием.
Раз уже заговорили о Жене Филатове, то у меня есть пару вопросов. Знаешь, говорят, что двум половинкам нельзя работать вместе, тем более, над одним проектом. В вашем случае всё на много серьезней. Вы оба — еще и творческие личности.
«Два художника не живут вместе»? (Смеется) Пока, на этой почве разногласий у нас не было. Возможно дело в том, что изначально коннект возник на почве музыки, в этом мы сразу совпали. Это была и есть наша главная точка соприкосновения. Мы говорим о музыке, слушаем, ищем, критикуем. Совместная работа сделала нас еще ближе. Когда мы были в разных проектах, мы не чувствовали, что мы в одной лодке, а сейчас, ONUKA — это наш общий ребенок. Разница только в том, что он без ONUKA проживет, а я — нет.
Вам удалось соединить украинскую фольклорную музыку и электронику и сделать это очень стильно. Мне кажется, это именно то, что привлекает вашего слушателя. Как думаешь, стиль — это то, что можно воспитать в человеке или же это чувство дано не каждому?
Сто процентов это дано не каждому и дело совсем не в материальном достатке. Можно одеваться в стильно и в секонд-хэнде, а можно тратить тысячи долларов на леопардовые костюмы, одевать в леопард мужа и детей … Ну вы поняли. (Смеется) Я думаю, чувство стилья можно привить в детстве, если растить ребенка в правильной обстановке, но вот вкус — это, как раз, нечто врожденное. Чувство вкуса играет огромную роль во всем. Иногда мне кажется, что это важнее, чем талант или вокальные данные.
А девочки, которые играют с тобой в группе, они чувствуют так же, как и ты, этот стиль? Они понимают «о чем ты»?
Конечно, мы с Женей сделали х своими сообщниками, но для этого была благоприятная почва. Если бы мы видели, что из этого ничего не получится, мы бы и не брались. Но мне хватило одного взгляда, и по глазам я поняла, что мы сработаемся. Я даже рада, что эти люди из разных стихий, из разных музыкальных направлений. Это делает саунд ONUKA таким, какой он есть.
Ваш визуальный образ тоже играет не маленькую роль на ваших концертах, да и в восприятии вас в целом. Я знаю, что вы работаете с дизайнером по костюмам, Лесей Патокой. Ты полностью доверяешь ей в выборе наряда, аксессуаров, или вся команда принимает в этом участие?
Мы делаем костюмы вдвоем. Знаешь, зачастую художники, творческие люди не любят, когда вмешиваются в их деятельность. Это тот беспрецедентный случай, когда Леся легко идет на компромиссы, даже если они касаюися каждой детали. Она очень хорошо знает мой вкус, и предлагает то, что, скорее всего, мне понравится. В результате нам обоим всё нравится. Скажем так, визуальный стиль ONUKA — это наша творческая коллаборация под ее чутким руководством.
Ты очень хорошо отзываешься обо всех членах своей команды. Чего не хватало твоим предыдущим проектам? Возможно именно этого — ощущение одно и того же стиля, взаимопонимания, сплоченности?
В предыдущем проекте у нас не было лидера. Мы выросли из Tomato Jaws. Мы собирались на студии, играли, получали от этого удовольствие, но, со временем, мы стали старше, осознанней, амбициозней. Сложно было находить компромиссы, да мы уже и не пытались. Проект себя изжил, затих на пике своего развития и не смог перейти на следующий этап.
Сейчас ты органично чувствуешь себя в том, что делаешь?
В ONUKA я — «главнокомандующий». Я не особо люблю эту роль, но понимаю, что по-другому ничего не выйдет. Должен быть лидер, который раздает всем задания, тогда идет работа. Многие известные группы распадаются именно потому, что каждый тянет на себя одеяло. Женя Филатов поддерживает меня во всем, он настолько же важная часть ONUKA, как и я. Без этого человека я бы, наверное, не решилась на такой шаг.
Ваш «ребенок» — это сугубо эстетическое удовольствие от музыки, от звука или есть какой-то посыл людям? Это ведь не поднятие патриотического духа на фоне политических событий? Правда?
Возможно, кому-то кажется что ONUKA — это очередная спекуляция на тему патриотизма, и доказать обратное достаточно сложно, но работу над альбомом мы начали летом 2013, когда Майдан и войду еще никто представить себе не мог. Я хотела донести до людей звуки тех инструментов, которые являются частью нашей с вами культуры, но которые забыты и недооценены. Украинские инструменты принято ассоциировать только с гуцульскими свадьбами, когда все напиваются и танцуют «гоп-ца-ца». Это вульгарное зрелище. Я бы хотела, чтобы люди во всем мире узнали, насколько богаты наши корни, сколько энергии там таится. Мы восхищаемся индийской или китайской историей и традициями, а наше прошлое остается забытым.Мы хотим показать наше богатое культурное наследие, возродить к нему интерес, развенчать все негативные мифы.
Точно, в школе украинская литература никогда не вызывает восторга или радости. Все произведения сводятся к теме панщины, крипаков и тяжелой судьбе рабочих. Так ты взяла на себя миссию показать нашу культура с другой стороны?
Да, ONUKA выполняет определенную просветительскую функцию. Хотелось бы показать украинскую культуру с другого, привлекательного ракурса. Круто, когда люди в наших песнях обращают на это внимание. На нашем последнем концерте в Sentum играл цимбалист, и его партия вводила слушателей в транс. И это — украинские инструменты, наша культура!
С народной тематикой всё предельно ясно. Что на счет электронной стороны? Ты подбирала то, что с подобными музыкальными инструментами будет звучать красиво и органично, или же это еще одна твоя страсть, которую ты решила объединить с первой?
Да, электроника — это моя вторая стихия. Моя жизнь четко разделена на два этапа: до 15-ти лет была исключительно народная музыка, хор, танцы, оркестр, сопилка и т. д., после 15-ти юношеский максимализм дал о себе знать, в моем музыкальном вкусе произошла революция, я полностью переключилась на электронную музыку. Я решила, что стану DJ-ем и забросила сопилку и все, что с ней было связано. И около двух лет назад я поняла, что мне нужно найти способ, как объединить накопленный опыт в обоих направлениях. Так появилась ONUKA.
И в завершении, расскажи о своих глобальных планах на будущее. Какие страны в скором времени едете покорять.
В апреле — июне у нас тур по городам Украины, который закончится 6 июня концертов в Киеве. Потом в июне начнутся фестивали — ONUKA выступит в Польше на European Stadium of Culture, «Країна мрій» в Киеве, фестиваль «Захід» во Львове, Mirum в Минске и других. Очень хотим ко Дню Киева выпустить клип Misto, над которым мы работаем уже несколько месяцев. Ну а осенью выйдет EP с новыми песнями.
Интервью: Дарья Слепова
Фото: Марина Рудевич
Читайте также
Анна Чиповская о личной жизни, родителях и съемках в фильме Оттепель
Мы встретились с одной из самых известных актрис в Российской индустрии кино и театра — Анной Чиповской. Общаться с ней можно бесконечно и на любые темы, будь это искус…
Рассказ о большом путешествии в Европу.Или как проехать на байке до Норвегии
Осенью… по дороге на работу, я случайно наткнулся на рассказ о двух парнях, которые, устав от повседневной рутины,решили что нужно делать то,что хочешь и купили мотоц…
Анастасия Каруцкая: блоггер, специалист по рекламе
Анастасия Каруцкая: блоггер, специалист по рекламе. Род занятий: На попе ровно, к счастью, я с детства не сижу. Поэтому с самых ранних лет мама отдавала меня в кучу разн…
Кинопремьеры октября: продолжение
"Аудитор" К любому фильму можно придраться и найти в нем глупости и нелепости. Но в случае с "Аудитором" этого просто не хочется делать. Ожидая увиде…
Показ белорусского дизайнера мужской одежды - TARAKANOVA
В рамках Belarus Fashion Week свою коллекцию одежды для мужчин представила дизайнер Людмила Тараканова. Для того, чтобы сделать свою коллекцию уникальной, Людмиле приш…
Красная дорожка каннского фестиваля 2017
В этом году Международный Каннский кинофестиваль празднует свой 70-й юбилей. Лицом фестиваля стала итальянская актриса Клаудия Кардинале, чьё изображение украсило официа…