Спектакль «Король Лир» театра «Современная легенда» в постановке Ву Хсинг-Куо
Спектакль «Король Лир» в постановке Тайваньского театра — одна эта фраза вызывает смешанные чувства. Первое, что приходит на ум, когда говорят о китайском театре — это опера, постановки, включающие элементы боевых искусств, богатство костюмов и маски. Одним словом все, что угодно, но никак не европейская классика: не Шекспир, не «Король Лир». В основе своей все перечисленные ассоциации верны. Дело в том, что основатель театра Ву Хсинг-Куо, являющийся также режиссером и актером миссию театра видит, как взаимодействие двух культур традиционной китайской и западной. Отсюда вытекает его частое обращение к европейским автором, таким как Шекспир, Чехов, Беккет, к древнегреческим драматургам, произведения которых он ставит, используя приемы традиционной Пекинской оперы. К слову сказать, в театральных кругах он уже приобрел известность как один из лучших в мире авторов постановок cross culture. Когда принимаешь этот факт, то все показанное на сцене приобретает смысл.
В «Короле Лире» Ву Хсинг-Куо привлекает не столько сам текст, сколько основное зерно самой пьесы. Дабы избежать негодования зрителей, перед началом спектакля в субтитрах можно прочитать, что спектакль представляет собой вольную интерпретацию пьесы. В отличие от литературного первоисточника спектакль состоит из трех действий: «пьеса», «игра» и «игрок». Все действующие лица пьесы по канонам пекинской оперы разделены на 4 роли: Шенг (мужские), Дань (Женские), Цзы (сильные характеры) и Чау (клоуны). Примечательно то, что всех их исполняет сам Ву Хсинг-Куо.
Пока привилегированные первые ряды вдыхают театральный дым, идущий потоком со сцены в зрительный зал, все остальные могут наблюдать черное пространство сцены и четыре огромного размера фигуры, напоминающие то ли буддийских богов, но скорее античные статуи. Эти скульптуры будут опрокинуты во втором действии, когда произойдет низвержение Лира и графа Глостера своими детьми. Эта тема презрения авторитетов, разрушения родственных связей являются ключевыми для второго действия. Сцена воссоединения графа Глостера с сыном Эдгаром, по размышлениям автора постановки, является самым трогательным моментам из всей пьесы. В третьем действии скульптуры исчезают. На сцене Ву Хсинг-Куо, одетый в черное одеяние без грима, рассуждает о человеческой жизни, о моментах взлета и падений.
Вызывает абсолютное восхищение перевоплощение актера в таких разных персонажей. В начале спектакля мы видим его Лира: почтенного старца с длинными седыми волосами и бородой, одетого в царское одеяние, во втором действии, используя роль клоуна пекинской оперы, он поочередно перевоплощается сначала в дочерей Гонерилью, Регану, Корделию, а потом в графа Глостера, его сыновей Эдмунда и Эдгара. Характеры обозначаются меткими штрихами будь это походка, элемент одежды как появившиеся косы у Корделии, смена голосового тембра и переход от пения к разговорной речи или появившийся румянец, морщины, подведенная красным область глаз и т.д.
Атмосферу спектакля дополняет созданная оркестром музыка, в которой слышатся звуки мандолины, трещотки, ударных и других музыкальных инструментов.
Для самого Ву Хсинг-Куо пьеса «Король Лир» глубоко символична. Именно во время постановки первого действия, премьера которого состоялась в театре «Одеон» в Париже, режиссер переживал критический период, связанный с вынужденным закрытием театра. Потеряв «свое царство», он вновь обрел его лишь спустя 3 года, переосмыслив задачи, стоящие перед театром, и окончательно определив путь его развития. Таким образом, путь Лира от взбалмошности, самонадеянности и эгоизма к сочувствию, мудрости и пониманию через тяжелейшие испытания и страдания — это отчасти и путь трансформации самого Ву Хсинг-Куо, осознание им своего места и места своего театра в мировой культурной системе координат.
Текст: Татьяна Вахатова
Читайте также
Mariya Radkovskya by Yulia Zhdan
Photo - Yulia Zhdan Styling - Anna Tarayan MUAH - Dasha Taivas Model - Mariya Radkovskya Design - Yasya Minochkina, Anna Kolomoets, PROSKUROVSKAЯ
Лена Цокаленко лучшей дизайнер одежды из Минска
Кто-то называет ее коллекции слишком простыми, деревенскими - мол, в таких нарядах только дома ходить. Другие - без ума от лаконичности и сдержанности ее стиля. У меня ко…
Anastasia Lazareva and Sofi Chi by Maksim Serikow
Photographer: Maksim Serikow. Model: Anastasia Lazareva & Sofi Chi. MUAH: Vicotoria Matrosova. Lingerie: MIUKI Portupeya: Milowa Location: Wood Studio
Путешествие в Азию
Автостопом из Москвы в Юго-Восточную Азию. Год спустя. Я всегда мечтала путешествовать. Больше нормального. Я из небольшого города, из небогатой семьи,…
Юлия Журавлева - звездный стилист, интервью в Нью-Йорке
Юлия Журавлева, звездный стилист, принимающий участие в многочисленных съемках и модных показах. В прошлом у Юлии работа в журнале Собака, программе Модный Приговор, постановка показо…
Книжный обзор от Кати Четц
В новой рубрике "Книжный обзор" приглашенные герои делятся своими литературными предпочтениями. Стилист, бренд-менеджер RUBAN и веган с десятилетнем стажем Катя Четц рассказ…